Ода Гуаши


Перепробовав практически все худ.материалы
сейчас могу с уверенностью сказать что гуашь мой любимый!!!
Сначала немного переживала (так как бытует мнение что гуашь трескается), но сейчас есть большое количество закрепителей, а самый доступный способ - это добавление ПВА

И вот попалась мне на глаза статья, не могла не поделиться)))

"В прошлом гуашь рассматривалась как материал чисто оформительский, приспособленный лишь для утилитарных нужд и единовременного пользования. Краски красивые, яркие, но не долговечные, бытовало мнение. Я думаю, что это не так, и гуашь как средство выражения самых высоких идей и чувств еще не реализована в полной мере. Уверен, огромные возможности этого уникального материала скажут свое слово в мировой живописи. 

Гуашь, когда произносят это слово, рождается удивительный и ни с чем не сравнимый запах материала, как начало, как ключ к пониманию неповторимого мира, заложенного в нем. Вспоминается все, что делалось ранее в виде движения токов души и рождается возвышенное состояние, той особой художественной нирваны, называемой вдохновением. Сердце художника наполняется страстью творчества, и кажется, что тебе все по плечу. Совершается акт творения нового мира, через молитву мастера перед листом бумаги иди полотном. Но чтобы так понимать и любить материал и свое дело, его необходимо знать и ценить, как самое дорогое, как соратника в многотрудном пути художника и человека...

...Гуашь для меня представляет собой материал с широчайшими  возможностями — от нежнейшего водяного, акварельного письма до корпусного мазкового. Появляется возможность претворить в жизнь любые, самые смелые замыслы автора.Конечно, гуашь отличается и от акварели, масла или темперы, хотя с последней у нее много общего. Неповторимость материала, как раз дает возможность проявиться в полной мере индивидуальности автора. 
Гуашь это матовая, бархатная поверхность благородная во всех отношениях, Как бы художник ни терзал ее в процессе работы, божественное спокойствие материала в итоге одерживает, как бы, некую победу над мятежным духом художника и приводит в равновесие вновь рожденный мир автора. Чистяков говорил: «По сюжету и прием». Но и материал со своей неповторимостью оказывает сильнейшее действие на автора и принимаемые им решения, даже на сюжет произведения, а скорее на его глубинную суть, которую невозможно описать словами...Свои гуашевые работы я начинаю легко в акварельной технике... 
... иду дальше, переход, где нужно к более корпусному, мазковому письму, сродни масляной живописи, по сюжету и приему оставляя места первоначальных лессировок. 
Нельзя забывать, что этот материал работает наиболее мощно и цельно плоскостью, локально. Тонкое лессировочное письмо наносится же в гуаши изначально, а не в конце, В этом одно из отличий этого материала от других...

... есть некоторые качества, свойственные только этому материалу 
Во первых, им нельзя писать лессировками, как завершающим этапом в создании произведения, но лишь в начале. Корпусно положенные мазки нежелательно перекрывать жидко, как акварели, во избежание появления грязи и в итоге создания сумбурной вещи. 
Во вторых, гуашь хороша, когда напоминает флорентийскую мозаику, или пуантель, т. е. сохраняет ЧИСТОТУ и звонкость красок. Именно этот язык наиболее свойственен и приемлем для гуаши.Она, по моему мнению, не для начинающих, но для профессионалов, которые умеют и могут работать быстро, на одном дыхании. Мастера и дети работают в одной плоскости свободы творчества.
Я видел много раз, как гуашью пишут дети. Они сразу, без подмалевков и долгих рассуждений, берут и лепят образ. Уверен, по-другому с ней просто нельзя. В этом и заключена неповторимая суть этого материала...  

...Пикассо немного лукавил, когда говорил, что посвятил жизнь тому, чтобы научиться писать, как ребенок. Я думаю, что детская свобода несколько однобока, поэтому их рисунки зачастую похожи один на другой. В них нет пока яркой индивидуальности, выработанной художником в сражениях с жизнью и самим собой, но есть свобода. И Пикассо, и другие великие сумели слить воедино детскую свободу, дарованную изначально, с индивидуальным, неповторимым почерком мастера.
Сохранить свободу, став личностью в искусстве, вот одна из целей творчества.
Хочу поделиться еще одним соображением. В связи с тем, что гуашь — материал, как мы определили выше, «быстрого реагирования», то очень хорошо и удобно работать им на пленэре. Делая этюды, а порой и законченные произведения...

...Гуашь сохнет быстро, поэтому мобильность в передвижении, которая так необходима художнику, раскрывается в полной мере, позволяя делать большое количество совершенно разных работ. После такого, наполненного работой дня, чувствуешь, что не зря живешь и творишь. «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Особое счастье и честь быть художником в такие времена. Брать на свои плечи тяжесть мира и нести ее до последней черты, не сгибаясь и не предавая ни себя, ни тех, кто в тебя верит, зажигая твердостью и уверенностью слабые сердца.
Я пришел к гуаши после длительного периода работы маслом, акварелью, пастелью и другими средствами выразительности. Сейчас пишу исключительно ей, как наиболее подходящим мне материалом. Наверное, у каждого художника разные периоды творчества, соответствуют разным материалам, раскрывающим в наибольшей степени их художнические воззрения, темперамент и внутреннее состояние.

...В раме под стеклом гуаши прекрасно себя чувствуют долгие годы. Но все же необходимо избегать прямого сильного света, чрезмерного тепла и влажности... ...добавляя его (ПВА) вместо воды,можно добиться меньшего изменения цвета при высыхании и придать прочность гуаши (она не будет трескаться..даже пастозные мазки)...

...Гуашью, как отмечалось выше, можно работать, как акварелью и так же сильно и мощно, как маслом или темперой. В этом раскрывается еще одна сторона материала — его универсальность. Но в то же время, сохраняя и приумножая свои неповторимые черты, матовую поверхность, чистоту красок, свойственную мозаике и обратный метод работы — от лессировок до корпусного письма. Конечно, по большому счету, в итоге все зависит от самого художника, высоты его свободного духа, мастерства и творческой индивидуальности... "

источник: Журнал «Художественный совет» №4 (32)

Comments

  1. И я люблю гуашь :) но и акварель ;) гуашью очень интерсно рисовать! Особенно мне нравится пейзажи гуашью рисовать :)

    ReplyDelete

Post a Comment